Случай гемангиомы яичка или 7 раз отмерь, один раз отрежь
Метки: Последние публикации, УЗИ мошонки, андрология, дайджест, новости, урология
По данным публикации в журнале Клинические наблюдения в Радиологии(Radiology Case Reports) за февраль 2016: Testicular hemangioma mimicking a malignant neoplasm / Гемангиома яичка, имитирующая злокачественное новообразование - внешняя ссылка
34-летний мужчина обратился к своему лечащему врачу с прогрессирующей болью в правой мошонке в течение 4 дней. Пациент отрицал наличие в анамнезе травмы, инфекции или предшествующей хирургической операции. Он отметил легкую полиурию, но отрицал другие сопутствующие симптомы. Он также отрицал какую-либо припухлость или пальпируемое образование. Его медицинский, социальный и семейный анамнезы были ничем не примечателны. Физикальное обследование выявило нормальную мошонку без очаговой болезненности или пальпируемого образования.
Первоначальные лабораторные исследования, включая анализ мочи, посев мочи, общий анализ крови и пробы на гонорею и/или хламидии, были отрицательными. Ультразвуковое исследование выявило однородное гипоэхогенное интратестикулярное образование размером 5 х 3 х 4 мм, расположенное в проекции задних отделов верхнего полюса правого яичка, с усилением внутреннего кровотока при цветной допплерографии. Также было выявлено небольшое гидроцеле.
Предоперационные онкомаркеры сыворотки, включая лактатдегидрогеназу, альфа-1-фетопротеин и бета-хорионический гонадотропин человека, были отрицательными. Компьютерная томография грудной клетки, брюшной полости и малого таза не выявила признаков метастазирования или подозрительной лимфаденопатии.
В последующем пациенту была выполнена правосторонняя радикальная орхиэктомия. Макроскопический хирургический образец показал 4-миллиметровый красный интрапаренхиматозный узел яичка, примыкающий к белочной оболочке. Края резекции были отрицательными. Гистологическое исследование поставило окончательный диагноз доброкачественной гемангиомы. Послеоперационный период протекал гладко, ранних осложнений или рецидивов симптомов не отмечалось.
Гемангиомы яичка представляют собой редкие доброкачественные сосудистые опухоли, возникающие из внутреннего слоя белочной оболочки, которая служит проводником между паренхимой яичка и питающими его кровеносными и лимфатическими сосудами. Хотя гемангиомы часто обнаруживаются в других органах тела, в яичке они встречаются редко, о чем свидетельствуют менее 50 опубликованных случаев в PubMed по состоянию на январь 2015 г., несмотря на все более широкое использование УЗИ в клинических условиях.
Типичный возраст для развития гемангиомы яичка не является общепризнанным. Предыдущие исследования сообщали о возрасте постановки диагноза в диапазоне от 17 недель до 77 лет, при этом большое количество случаев наблюдалось в педиатрической популяции моложе 18 лет. В отличие от многих из этих ранее описанных случаев, данный случай описывает взрослого пациента и включает в себя несколько ультразвуковых изображений из первоначальной оценки, которые демонстрируют типичную ультразвуковую картину и могут быть полезны другим клиницистам, столкнувшимся с опухолью яичка.
Дооперационная дифференциация гемангиомы от злокачественной опухоли, наиболее распространенной из которых является семинома, очень сложна на основании только визуализации. Частично это может быть связано с тем, что гемангиомы яичка не были подробно описаны в литературе. Большинство описанных гемангиом яичка имеют ультразвуковые признаки, сходные со злокачественными опухолями, проявляясь в виде фокальных гипоэхогенных образований с повышенным внутренним кровотоком при цветном допплеровском исследовании. Реже тестикулярные гемангиомы могут казаться гиперэхогенными или гетерогенными на УЗИ, иногда содержащими макрокальцинаты.
Гемангиомы яичка обычно связаны с отрицательными сывороточными онкомаркерами, включая бета-хорионический гонадотропин человека, лактатдегидрогеназу и альфа-1-фетопротеин; однако эти маркеры ненадежны, поскольку только 60% злокачественных новообразований яичка имеют положительные маркеры. Симптомы больных также различаются. В отличие от пациента из этого случая, большинство гемангиом представляют собой безболезненные, но пальпируемые образования. Большинство непальпируемых образований, обнаруженных при УЗИ, как и в представленном случае, чаще являются доброкачественными (80%), тогда как более 90% пальпируемых образований яичка оказываются злокачественными. Из-за сложности дифференциации со злокачественными новообразованиями на основе предоперационной визуализации, лабораторных данных и обследования; доброкачественный диагноз, такой как гемангиома яичка, обычно выставляется гистологически после неоправданной радикальной орхиэктомии.
Важность выделения гемангиомы в качестве дифференциального диагноза у пациента с опухолью яичка заключается в том, чтобы привлечь внимание хирурга к возможному органосохраняещему вмешательству когда дооперационный диагноз неясен или потенциально указывает на доброкачественное образование. Достижения в области анализа замороженных срезов позволили патологоанатомам точно охарактеризовать как доброкачественные, так и злокачественные опухоли яичка во время операции. Если доброкачественное образование подтверждается интраоперационно, для окончательного лечения может быть выполнена энуклеация опухоли вместо радикальной орхиэктомии. Эта органосохраняющая хирургия может помочь избежать потенциальных долгосрочных последствий радикальной орхиэктомии, таких как гипогонадизм, бесплодие и косметический дефект.
*Также в публикации присутствуют эхограммы.
*комментарии редактора