Случай крупной внутримышечной гемангиомы передней брюшной стенки имитирующей рак на МРТ
Метки: Последние публикации, УЗИ костно-мышечной системы, УЗИ мягких тканей, дайджест, новости, хирургия
Содержание:
По данным публикации в журнале Отчеты о клинических случаях (Clinical Case Reports) за апрель 2022: Unusual presentation of intramuscular hemangioma in abdominal oblique muscles / Необычная картина внутримышечной гемангиомы косых мышц живота - внешняя ссылка
21-летний мужчина, у которого не было известных медицинских заболеваний и хирургического анамнеза, кроме разрыва наружной приводящей мышцы левого бедра 2 года назад, который лечился консервативно, обратился в клинику общей хирургии с жалобой на образование, которое он заметил 3 года назад, оно не увеличивалось и не болело. При осмотре было выявлено мягкое, компрессируемое, непульсирующее образование с нечеткими границами в правом боку.
При УЗИ мягких тканей было выявлено крупное эхогенное солидное образование размерами примерно 10 х 8 х 2 см в передней брюшной стенке справа между мышцами брюшной стенки. Была заподозрена межмышечная липома и рекомендовано МРТ.
МРТ брюшной полости с контрастированием показало большое внутримышечное образование в правой передней брюшной стенке размером примерно 8,3 х 9 х 1,9 см, состоящее преимущественно из жировой ткани. Присутствие внутренних линейных и узловых компонентов с высоким Т2 сигналом, которые демонстрировали минимальное ограничение и усиление диффузии, было весьма подозрительным в отношении хорошо дифференцированной липосаркомы, а не липомы. Также в дифференциальный ряд была добавлена гибернома.
Была выполнена биопсия под контролем КТ с результатом - внутримышечная гемангиома, злокачественных новообразований в представленной ткани обнаружено не было.
Пациент был проинформирован о результатах, и было получено его согласие на операцию после объяснения рисков и преимуществ операции, а также альтернативных методов лечения. В частности, пациенту было объяснено, что в случае мышечной инвазии и/или признаков опухолевого поражения может потребоваться сегментарное иссечение брюшной стенки с реконструкцией аллопластическим материалом.
Пациенту была выполнена операция по удалению опухоли. Дренаж был удален через 4 дня после операции.
По данным гистологического исследования иссеченной при операции опухоли брюшной стенки - внутримышечная гемангиома.
Больной обследован в клинике общей хирургии через 2 недели после операции, он чувствовал себя хорошо. Через 1 год пациенту было проведено контрольное УЗИ органов брюшной полости и малого таза.
О внутримышечных гемангиомах (ВМГ) впервые сообщил Листон(Liston) в 1843 г., а Аллен(Allen) и Энцингер(Enzinger) впоследствии провели первое крупномасштабное исследование с участием 89 пациентов в 1972 г.
Сосудистые мальформации обычно являются доброкачественными и на них приходится менее 1% всех гемангиом. Наиболее распространенными локализациями являются конечности, за которыми следуют голова и шея. Мышцы брюшной стенки являются наиболее редким местом локализации для внутримышечных гемангиом. Как правило, гемангиомы представляют собой медленно растущие образования. Они могут имитировать злокачественные опухоли.
Более половины пациентов с внутримышечными гемангиомами сообщают о боли (55%) и отеке, с сохраняющимися симптомами от 1 до 5 (диапазон 0-70) лет. Гемангиомы могут иметь багровую окраску из-за расширенных поверхностных вен. Почти во всех случаях (98%) обнаруживается образование, которое может пульсировать или сопровождаться шумом. Образование обычно смещаемо в поперечном направлении, но не в продольном. Из-за его редкости и нечеткой картины более 90% ВМГ неправильно диагностируются до операции. Поэтому методы визуализации имеют важное значение для определения сосудистой природы опухоли и обеспечения разграничения мягких тканей и вовлечения в процесс окружающих тканей — методом выбора является магнитно-резонансная томография (МРТ), которая лучше компьютерной томографии (КТ).
В 1972 г. Allen и Enzinger предложили классификацию, основанную на размере преобладающего типа пораженных сосудов, соответствующем типу гемангиомы (маленькие сосуды диаметром < 140 мм - капиллярный тип; крупные сосуды диаметром 140 мм - кавернозный и смешанный типы). Гистопатология опухоли выявляет кровеносные сосуды в дополнение к различному количеству фиброзно-жировой ткани, гладких мышц, костной ткани и тромбов; с минимальными различиями между типами.
Было проведено ограниченное количество исследований гемангиом мышц передней брюшной стенки, при этом сообщалось только о пяти случаях с вовлечением прямых мышц живота, одном случае с вовлечением внутренней косой мышцы и двух случаев с вовлечением боковой брюшной стенки. Интересно, что в другом исследовании упоминалась гемангиома, поражающая три слоя брюшной стенки. В представленном в данной статье случае это была внутримышечная гемангиома наружной косой мышцы.
Самопроизвольное разрешение гемангиомы встречается редко и может сопровождаться деструкцией опухоли. Хирургическая резекция оправдана с целью устранения сдавления окружающих тканей, облегчения боли и исключения злокачественного новообразования.
*Также в публикации присутствуют снимки УЗИ, МРТ, КТ и макропрепарата.
*комментарии редактора